Как обжаловать решение налогового органа?

В ходе проведения налоговой проверки должностные лица часто выявляют нарушения. В связи с этим ФНС может вынести решение о привлечении виновных лиц к ответственности. Однако любой человек имеет право обжаловать его, посчитав свои интересы нарушенными, а действия службы – необоснованными. Так удастся не только выразить свое несогласие, но и избежать наказания. Как обжаловать решение налогового органа – рассмотрим в статье.

В каких случаях можно обжаловать решение налогового органа?

За допущенные нарушения в сфере налогового законодательства ФНС может привлечь к ответственности в виде штрафа или начислить обязательные к уплате пени и дополнительные налоги. Именно об этом написано в решении, вынесенном после проведения проверочных мероприятий. Физическое или юридическое лицо вправе не согласиться как с самим нарушением, так и с наказанием. В связи с этим решение можно оспорить. Но ссылаться здесь нужно не только на отказ в признании своей вины, но и на ошибки, допущенные самими сотрудниками службы.

Обжалование решения налогового органа доступно в следующих случаях:

  • нарушение сроков и пределов проведения проверки;
  • исследование материалов и фактов, доказывающих непричастность к нарушениям, не в полном объеме;
  • не составление налогоплательщику справки и акта по результатам проверочных мероприятий;
  • нарушение порядка вручения соответствующих документов о проверке;
  • отсутствие приложений к акту (копии всех упоминаемых в акте документов или выписок из них);
  • не направление уведомления о рассмотрении материалов проверки;
  • рассмотрение возражений и документов налогоплательщика с нарушением сроков;
  • в уже вступившее в силу решение налоговиками внесены правки, ухудшающие положение лица, в отношении которого произведена проверка (за исключением исправления опечаток и технических ошибок).

Основания для обжалования могут быть и другие. Прежде чем обращаться в вышестоящие инстанции за защитой своих прав и отменой решения, нужно выявить, обдумать и четко сформулировать все нарушения сотрудников ФНС. В этом поможет юрист по налоговым спорам. Обратиться к нему разрешается уже на этапе проведения проверки. Но если такой возможности не представилось, сделать это можно и после вынесения решения.

Налоговое законодательство кажется обычным людям слишком запутанным и непонятным. В нем есть много «подводных камней», которые можно использовать в свою пользу. Поэтому, приняв решение оспорить результаты проверки, необходимо изучить не только весь НК РФ, но и другие законы, а также судебную практику. На это требуются годы, а значит, успеть самостоятельно проделать необходимые действия в срок для подачи жалобы не удастся.

Обращение к юристу, который хорошо разбирается в налоговом законодательстве и имеет опыт в участии в подобных спорах, станет выигрышным решением. Он точно найдет правильные основания для обжалования, сформулирует линию защиты и представит интересы в суде.

Как обжаловать решение налогового органа в судебном порядке?

В первую очередь разрешение спора должно быть осуществлено в досудебном порядке. Лицо, не согласное с результатами проверки, может обратиться в налоговый орган с возражением или претензией на решение, описав свою позицию. Как правило, в удовлетворении требований об отмене акта ФНС отказывает. Сразу после этого возникает право на обжалование решения налогового органа в судебном порядке. Этот процесс занимает больше времени и требует особого подхода.

Жалоба подается в Арбитражный суд. На это налогоплательщику, не согласному с решением, предоставляется 3-месячный срок. Его исчисление начинается с того дня, когда стали известны результаты рассмотрения жалобы, направленной в ФНС в досудебном порядке. Пошлина за такое заявление в соответствии со ст. 333.21 НК РФ составляет 3 000 руб.

Подать в арбитраж заявление об отмене решения можно, если оно:

  • составлено с нарушением закона;
  • ущемляет права и интересы предпринимателей, компаний;
  • противоправно возлагает на плательщика обязанности (по уплате штрафа, пени, налога);
  • каким-то образом мешает дальнейшей экономической деятельности.

Будучи уверенным хотя бы в одном из этих пунктов, пострадавшее лицо может смело приступать к подготовке документов для передачи в суд.

Жалоба на акт (решение) налоговиков должна содержать:

  • сведения о налоговом органе и лице, в отношении которого проведена проверка;
  • обстоятельства дела, выявленные нарушения, назначенное наказание;
  • обоснование своей позиции – причина обжалования, с чем именно не согласен заявитель;
  • ссылки на нормы, которые были нарушены ФНС;
  • требование об отмене решения;
  • приложения (копии: свидетельства из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, решения ФНС, документов, подтверждающих невиновность, доверенности представителя фирмы или предпринимателя, возражения/претензии, направленной в досудебном порядке, квитанции об оплате пошлины).

На рассмотрение жалобы суду предоставляется 3 месяца. Если дело посчитают особо сложным, срок может быть увеличен вдвое. По результатам рассмотрения заявления судья назначает заседание. На нем должны присутствовать представители обеих сторон. Налоговики редко посещают подобные мероприятия, но заявителю нужно быть обязательно, поскольку только он может отстоять свои интересы.

К участию в судебном заседании можно привлечь юриста. Он станет законным представителем плательщика и правильно обоснует его точку зрения. Специалист по налоговым спорам ссылается только на действующие законы и на основании известной судебной практики может предусмотреть, какой будет итог. Обычные работники компании или ИП не в силах сделать это самостоятельно. Приводя свои доводы суду, нужно быть четко уверенным в них и отстаивать точку зрения до последнего. И тогда суд удовлетворит требования заявителя, сняв с него обязанность тратиться на штрафы, пени и налоги.

Решение ФНС, как и любой документ, действительно можно оспорить. Практика показывает, что такие дела довольно часто разрешаются судом в пользу обычных граждан и организаций. Встать на защиту своих прав можно в любой ситуации, а для получения нужного результата стоит воспользоваться услугами налогового юриста. Подача жалобы и ее рассмотрение в суде займут некоторое время, но при помощи специалиста удастся решить вопрос в кратчайшие сроки.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять